1

Тема: закон приморского края о бесплатной земле для многодетных семей

8 ноября 2011 года N 837-КЗ



ЗАКОН
ПРИМОРСКОГО КРАЯ

О БЕСПЛАТНОМ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ
ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ТРЕХ
И БОЛЕЕ ДЕТЕЙ, В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

Принят
Законодательным Собранием
Приморского края
7 ноября 2011 года

(в ред. Законов Приморского края
от 20.03.2012 N 24-КЗ, от 10.08.2012 N 93-КЗ)

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон определяет случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей, для целей индивидуального жилищного строительства.
(в ред. Законов Приморского края от 20.03.2012 N 24-КЗ, от 10.08.2012 N 93-КЗ)

Статья 2. Предоставление земельных участков

(в ред. Закона Приморского края от 10.08.2012 N 93-КЗ)

1. Под гражданами, имеющими трех и более детей (далее - граждане), в целях настоящего Закона понимаются лица, состоящие в зарегистрированном браке (лицо, не состоящее в браке), имеющие трех и более детей, совместно проживающих с ними либо с одним из них.
2. Под детьми в целях настоящего Закона понимаются:
1) дети, пасынки и падчерицы в возрасте до 18 лет;
2) дети, пасынки и падчерицы в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального или высшего профессионального образования по очной форме обучения;
3) сыновья и пасынки, проходящие военную службу по призыву, в возрасте до 21 года, а также сыновья и пасынки, ставшие инвалидами независимо от группы инвалидности в связи с прохождением военной службы по призыву;
4) дети, пасынки и падчерицы старше 18 лет, являющиеся инвалидами независимо от группы инвалидности, и имевшие в возрасте до 18 лет категорию "ребенок-инвалид".
3. При определении права граждан на бесплатное получение в собственность земельного участка в соответствии с настоящим Законом не учитываются:
1) дети, в отношении которых граждане были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление;
2) дети, состоящие (состоявшие) в зарегистрированном браке.
4. Земельные участки предоставляются гражданам бесплатно в собственность, если на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка в соответствии с настоящим Законом:
1) граждане и их дети отвечают требованиям, установленным частями 1 - 3 настоящей статьи;
2) граждане и их дети являются гражданами Российской Федерации;
3) граждане и их дети являются жителями Приморского края;
4) граждане и их дети не получали земельные участки в собственность бесплатно на основании настоящего Закона.
5. Дети, ставшие собственниками земельного участка в соответствии с настоящим Законом, сохраняют право на однократное бесплатное получение земельного участка в собственность в соответствии с настоящим Законом в качестве граждан.

Статья 3. Предельные размеры земельных участков

1. Предельные минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей индивидуального жилищного строительства - 0,07 га.
(часть 1 в ред. Закона Приморского края от 20.03.2012 N 24-КЗ)
2. Предельные максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей индивидуального жилищного строительства - 0,2 га.
(часть 2 в ред. Закона Приморского края от 20.03.2012 N 24-КЗ)

Статья 4. Формирование и предоставление земельных участков

1. Формирование земельных участков, находящихся в собственности Приморского края, в целях их бесплатного предоставления в собственность гражданам осуществляется органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным на государственное управление и регулирование в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Приморского края (далее - уполномоченный орган исполнительной власти Приморского края).
2. Сформированные уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края земельные участки передаются безвозмездно в соответствии со статьей 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальную собственность в целях их бесплатного предоставления в собственность гражданам.
3. Формирование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе в административном центре Приморского края, в целях их бесплатного предоставления в собственность гражданам, а также их предоставление гражданам осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края, обладающими правом предоставления соответствующих земельных участков (далее - уполномоченные органы местного самоуправления).
3(1). Формирование земельных участков в целях их бесплатного предоставления в собственность гражданам осуществляется в соответствии с действующим законодательством с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории.
(часть 3(1) введена Законом Приморского края от 10.08.2012 N 93-КЗ)
4. Сформированные земельные участки включаются в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам в собственность бесплатно (далее - перечень земельных участков).
Перечень земельных участков формируется уполномоченным органом местного самоуправления и публикуется в периодическом печатном издании, определяемом главой муниципального образования, а также размещается на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
(часть 4 введена Законом Приморского края от 20.03.2012 N 24-КЗ; в ред. Закона Приморского края от 10.08.2012 N 93-КЗ)

Статья 5. Порядок предоставления земельных участков

1. В целях бесплатного получения земельного участка гражданин подает в уполномоченный орган местного самоуправления заявление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно (далее - заявление) с указанием фамилии, имени, отчества детей. По желанию граждан, состоящих в зарегистрированном браке и имеющих детей, совместно проживающих с ними, заявление может быть подано ими совместно либо одним из них.
К заявлению прилагаются:
копии документа (документов), удостоверяющего личность гражданина с предъявлением оригинала. В случае изменения фамилии, имени или отчества гражданина к заявлению прилагаются копии документов, подтверждающих изменения указанных персональных данных;
копии свидетельств о рождении детей, паспортов для детей, достигших 14-летнего возраста, с предъявлением оригиналов;
документ, подтверждающий проживание гражданина (граждан) и их детей по одному месту жительства на территории Приморского края;
справка об обучении детей в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального или высшего профессионального образования по очной форме обучения в отношении детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в указанных учреждениях;
документ, подтверждающий факт установления категории "ребенок-инвалид" ребенку в возрасте до 18 лет, и справка, подтверждающая факт установления указанному ребенку инвалидности после 18 лет, в отношении детей старше 18 лет, являющихся инвалидами независимо от группы инвалидности и имевших в возрасте до 18 лет категорию "ребенок-инвалид";
документ, подтверждающий прохождение военной службы по призыву, в отношении сыновей и пасынков, проходящих военную службу по призыву, в возрасте до 21 года;
справка, подтверждающая факт установления инвалидности в связи с прохождением военной службы по призыву, в отношении сыновей и пасынков, проходящих (проходивших) военную службу по призыву, в возрасте до 21 года, ставших инвалидами независимо от группы инвалидности в связи прохождением военной службы по призыву.
При подаче совместного заявления гражданами, указанными в абзаце первом настоящей части, а также при подаче заявления гражданами, имеющими пасынков и падчериц, к заявлению прилагается копия свидетельства о заключении брака с предъявлением оригинала.
(часть 1 в ред. Закона Приморского края от 10.08.2012 N 93-КЗ)
2. Гражданам, местом жительства которых является городской округ, земельный участок предоставляется в границах соответствующего городского округа. Гражданам, местом жительства которых является муниципальный район, земельный участок предоставляется в границах соответствующего муниципального района.
3. В соответствии с настоящим Законом земельные участки предоставляются гражданам и их детям в собственность однократно.
(в ред. Закона Приморского края от 10.08.2012 N 93-КЗ)
4. Земельные участки предоставляются в общую долевую собственность граждан и их детей.
5. Уполномоченный орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня подачи заявления принимает решение о включении гражданина (граждан) в реестр граждан, имеющих право на получение земельного участка в соответствии с настоящим Законом (далее - реестр), либо об отказе во включении в реестр.
В течение семи календарных дней со дня принятия решения о включении гражданина (граждан) в реестр либо об отказе во включении гражданина (граждан) в реестр уполномоченный орган местного самоуправления уведомляет о включении его (их) в реестр с указанием реестрового номера либо об отказе во включении его (их) в реестр.
Реестр формирует уполномоченный орган местного самоуправления.
(часть 5 в ред. Закона Приморского края от 10.08.2012 N 93-КЗ)
6. Реестровый номер присваивается в порядке очередности в соответствии с датой принятия решения уполномоченным органом местного самоуправления о включении гражданина (граждан) в реестр. Изменение присвоенного реестрового номера не допускается.
При подаче совместного заявления гражданами, указанными в абзаце первом части 1 статьи 5 настоящего Закона, им присваивается один реестровый номер.
(часть 6 в ред. Закона Приморского края от 10.08.2012 N 93-КЗ)
7. Основаниями для отказа во включении в реестр являются:
1) непредоставление (предоставление не в полном объеме) документов, указанных в части 1 настоящей статьи;
2) предоставление недостоверных сведений;
3) несоответствие требованиям, установленным в части 1 - 4 статьи 2 настоящего Закона;
(в ред. Закона Приморского края от 10.08.2012 N 93-КЗ)
4) утратил силу. - Закон Приморского края от 10.08.2012 N 93-КЗ.
8. Уполномоченный орган местного самоуправления в течение 180 календарных дней со дня включения гражданина (граждан) в реестр принимает решение о предоставлении в собственность гражданину (гражданам) и его (их) детям бесплатно земельного участка и направляет гражданину (гражданам) оригинал указанного решения.
(часть 8 в ред. Законов Приморского края от 20.03.2012 N 24-КЗ, от 10.08.2012 N 93-КЗ)
8(1). Земельные участки предоставляются гражданам по результатам проведения жеребьевки в соответствии со статьей 5(1) настоящего Закона.
(часть 8(1) введена Законом Приморского края от 20.03.2012 N 24-КЗ; в ред. Закона Приморского края от 10.08.2012 N 93-КЗ)
9. Уполномоченный орган местного самоуправления направляет копию решения о предоставлении в собственность бесплатно гражданину (гражданам) и его (их) детям земельного участка в уполномоченный орган исполнительной власти Приморского края в течение семи календарных дней со дня принятия решения.
(в ред. Закона Приморского края от 10.08.2012 N 93-КЗ)
10. Уполномоченный орган исполнительной власти Приморского края на основании представленных уполномоченными органами местного самоуправления решений формирует реестр граждан и их детей, в отношении которых принято решение о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно.
(в ред. Закона Приморского края от 10.08.2012 N 93-КЗ)

Статья 5(1). Проведение жеребьевки

(введена Законом Приморского края от 10.08.2012 N 93-КЗ)

1. Жеребьевка организуется и проводится уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном Администрацией Приморского края.
2. При отказе от участия гражданина (граждан) в жеребьевке сохраняется его (их) право на бесплатное получение земельного участка и участие в последующих жеребьевках.

Статья 5(2). Предоставление в собственность земельных участков, арендуемых гражданами

(введена Законом Приморского края от 10.08.2012 N 93-КЗ)

1. Граждане, обладающие земельными участками на праве аренды для целей индивидуального жилищного строительства, решения о предоставлении которых приняты до 1 сентября 2012 года (далее - арендуемые земельные участки), вправе получить эти земельные участки в собственность бесплатно.
2. В целях бесплатного получения в собственность арендуемого земельного участка граждане подают в уполномоченный орган местного самоуправления заявление о предоставлении арендуемого земельного участка в собственность бесплатно. К заявлению кроме документов, указанных в части 1 статьи 5 настоящего Закона, прилагается копия договора аренды земельного участка с предъявлением оригинала.
3. Предельные размеры земельных участков, установленные статьей 3 настоящего Закона, не применяются в отношении арендуемых земельных участков.
4. Уполномоченный орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления о предоставлении арендуемого земельного участка в собственность бесплатно принимает решение о предоставлении гражданину (гражданам) и его (их) детям указанного земельного участка в собственность бесплатно либо об отказе в предоставлении и направляет указанное решение гражданину.
Основаниями для отказа в предоставлении арендуемого земельного участка в собственность являются основания, установленные частью 7 статьи 5 настоящего Закона, а также невозможность предоставления арендуемого земельного участка в собственность в соответствии с действующим законодательством.
5. Уполномоченный орган местного самоуправления направляет копию решения о предоставлении в собственность бесплатно гражданину (гражданам) и его (их) детям арендуемого земельного участка в уполномоченный орган исполнительной власти Приморского края в течение семи календарных дней со дня принятия решения.
6. Граждане, получившие в собственность бесплатно арендованный земельный участок, считаются реализовавшими свое право на получение земельного участка в рамках настоящего Закона.

Статья 6. Порядок вступления в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

Губернатор края
С.М.ДАРЬКИН
г. Владивосток
8 ноября 2011 года
N 837-КЗ

Жалобы и замечания по работе форума stasja@bk.ru. На вопросы отвечаем только на форуме.
[url]http://www.writer-text.ru[/url] - услуги по текстовому контенту сайтов и не только.

Thumbs up Thumbs down

2

Re: закон приморского края о бесплатной земле для многодетных семей

Разъяснение Законодательного Собрания Приморского края порядка предоставления земельных участков в собственность бесплатно в соответствии с законом Приморского края от 08.11.2011 №837-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим т
14 февраля 2012

Законодательное Собрание Приморского края разъясняет закон Приморского края от 08.11.2011 №837-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае".

    Частью 1 статьи 2 указанного Закона установлено, что под гражданами, имеющими трех и более детей, понимаются родители либо одинокая мать (отец), с которым (и) совместно проживают трое и более детей.

    Как уже разъяснялось ранее, мы полагаем, что заявление о предоставлении земельного участка может быть подано одним из родителей трех и более детей. Соответственно, в том случае, если заявление подано от гражданки, которая является матерью трех и более детей, нет оснований требовать документ органа социальной защиты населения о том, что она является одинокой матерью. Более того, частью 1 статьи 5 Закона Приморского края "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае" установлен исчерпывающий перечень документов, которые прилагаются гражданами к заявлению о предоставлении земельного участка. Из данной нормы следует, что предоставление таких сведений не требуется.

    В случае, если заявление подано от граждан, но только гражданка является матерью трех детей, а гражданин является отцом только двух детей, полагаем, что право на подачу заявления имеет только мать как гражданка, имеющая трех детей. Обращаем внимание на то, что данный вывод основан на комплексном анализе Закона Приморского края "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае".

    В настоящее время ведется работа по разработке изменений в данный Закон Приморского края с целью уточнения формулировки определения граждан, имеющих трех и более детей, и обладающих правом на подачу заявления о предоставлении земельного участка.

    Частью 1 статьи 2 указанного Закона установлено, что под гражданами, имеющими трех и более детей, понимаются родители либо одинокая мать (отец), с которым(и) совместно проживают трое и более детей. В обращении указано, что комплексный анализ норм Закона позволил сделать вывод о том, что заявление о предоставлении земельного участка должны подавать оба родителя либо одинокие мать или отец.

    С данным выводом согласиться нельзя, поскольку далее в части 7 статьи 5 Закона установлены основания для отказа во включении в реестр граждан, подавших заявления о предоставлении земельного участка. Одним из таких оснований является предоставление земельного участка ранее по заявлению одного из родителей детей, указанных в части 1 статьи 5 Закона.

    Следовательно, Законом предусмотрено не только включение в реестр, но и предоставление земельного участка по заявлению одного из родителей.

    Однако нельзя не согласиться с тем, что часть 1 статьи 2 Закона возможно нуждается в уточнении, более четкой формулировке для определения круга лиц, которые должны подавать заявление о предоставлении земельного участка. С этой целью в настоящее время уже ведется разработка проекта закона Приморского края о внесении изменений в данный Закон.

    Тем не менее нормы Закона в совокупности предполагают, что заявление может быть подано одним из родителей, с которым трое и более детей проживают по одному месту жительства, соответственно при соблюдении иных требований, установленных Законом.

    Рабочей группой по выработке изменений в Закон рассматривается также вопрос об установлении случаев, при которых заявление подписывается одним либо двумя родителями, а также случаев, при которых необходимо истребование документа, подтверждающего отказ одного из родителей от участия в процедуре получения земельного участка.

    В том случае, если с заявлением обратилась гражданка (гражданин), имеющая (имеющий) трех и более детей, не состоящая (не состоящий) в браке, полагаем, что в данном случае заявитель имеет право на включение в реестр для получения земельного участка, при условии, что несовершеннолетние дети проживают с ней (ним) совместно.

    В соответствии со статьей 24 Семейного кодекса Российской Федерации при расторжении брака в случае отсутствия соглашения между супругами о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети, суд при вынесении решения о расторжении брака обязан определить, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода.

    Кроме того, статьей 5 Закона, установлено, что к заявлению о предоставлении земельного участка прилагается документ, подтверждающий проживание граждан (гражданина) и детей по одному месту жительства на территории Приморского края.

    Таким образом, при отсутствии зарегистрированного брака у обратившегося с заявлением родителя должно быть подтверждение отсутствия зарегистрированного брака, а также того, что несовершеннолетние дети проживают с ним совместно.

    Что касается вопроса предоставления документов о временной регистрации по месту жительства в качестве подтверждения регистрации по одному месту жительства граждан и детей, сообщаем, что данный вопрос в настоящее время также рассматривается рабочей группой, разрабатывающей изменения в Закон. Тем не менее, полагаем, что временная регистрация по месту жительства может являться подтверждением проживания граждан и детей по одному месту жительства, но только при условии, что постоянно граждане или дети зарегистрированы в пределах Приморского края, а не на территории других субъектов Российской Федерации.

    Данный вывод основан на том, что в соответствии с частями 9 и 10 статьи 5 Закона уполномоченный орган исполнительной власти Приморского края на основании представленных органами местного самоуправления решений формирует реестр граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно на территории Приморского края, а повторное предоставление таких земельных участков одним и тем же гражданам не допускается.

    По вопросу предоставления земельного участка семье, в которой гражданка и дети зарегистрированы в общежитии, а гражданину отказано в регистрации, полагаем, в данном случае с заявлением вправе обращаться гражданка (мать), поскольку в настоящее время Законом установлено требование о необходимости совместного проживания граждан (гражданина) и детей по одному месту жительства.

    Что касается вопроса о необходимости подтверждения гражданами отсутствия приобретения земельных участков в собственность на территории Приморского края, полагаем, что обязанности по предоставлению гражданами таких документов не предусмотрено в связи со следующим.

    Частью 1 статьи 5 Закона установлен исчерпывающий перечень документов, которые прилагаются гражданами к заявлению о предоставлении земельного участка. Из данной нормы следует, что предоставление таких сведений не требуется.

    Кроме того, пунктом 3 части 2 статьи 2 Закона установлено, что земельные участки предоставляются бесплатно тем гражданам, которые на дату подачи заявления не получали земельные участки в собственность на территории Приморского края на основании именно данного Закона. Указанной нормой не предполагается любое предоставление земельных участков в собственность граждан при реализации ими своих прав на основании действующего законодательства.

    Информацией о предоставленных на основании Закона земельных участках, о гражданах, которым предоставлены такие земельные участки на территории Приморского края, должны располагать как уполномоченные органы местного самоуправления, предоставляющие земельные участки, так и орган исполнительной власти Приморского края, уполномоченный на ведение реестра граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно.

    По вопросу предоставления выписок из домовых книг гражданам, проживающим в частном секторе, считаем, что следует руководствоваться приказом Федеральной миграционной службы (далее - ФМС) от 20.09.2007 №208, утвердившим Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Указанным документом установлен порядок предоставления данной государственной услуги, определены сроки и последовательность действий Федеральной миграционной службы и территориальных органов ФМС России, а также порядок взаимодействия ФМС России и ее территориальных органов с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при осуществлении полномочий по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

    Повторно обращаем Ваше внимание на то, что вышеизложенные разъяснения по тем вопросам, которые в настоящее время являются предметом обсуждения членами рабочей группы по выработке изменений в Закон, носят рекомендательный характер, поскольку изменения в этой части в Закон еще не внесены.

    По вопросу о распространении действия норм Закона Приморского края "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае" на случаи получения гражданами таких земельных участков на территории других субъектов Российской Федерации позиция Законодательного Собрания сводится к следующему. Статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено установление случаев и порядка предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей. Безусловно, законы Приморского края распространяют свое действие на правоотношения, возникающие только на территории Приморского края, и не могут распространяться на правоотношения, возникающие на территории других субъектов Российской Федерации. Правовые последствия получения земельных участков гражданами, имеющими трех и более детей, на территории двух и более субъектов Российской Федерации могут быть установлены только на федеральном уровне.

Жалобы и замечания по работе форума stasja@bk.ru. На вопросы отвечаем только на форуме.
[url]http://www.writer-text.ru[/url] - услуги по текстовому контенту сайтов и не только.

Thumbs up Thumbs down